Полезная информация

Общие сведения

  В последние годы резко возрос интерес к применению альтернативных топлив. Основными причинами этого стали возрастающие требования к защите окружающей среды, рост цен на бензин и дизельное топливо, а также их растущий дефицит. Среди альтернативных топлив наибольшее распространение на автотранспорте получили газомоторные топлива на основе пропана-бутана - СУГ.

  Они относятся к наиболее чистым в экологическом отношении моторным топливам. Благодаря отсутствию вредных для двигателя и окружающей среды антидетонационных присадок, а также более благоприятному соотношению углерода и водорода газы, имеющие высокие октановые числа по сравнению с бензинами, позволяют существенно снизить отложения на элементах двигателя, уменьшить процессы старения моторного масла и в несколько раз снизить уровень вредных веществ отработанных газов.

  Стоимость газообразного топлива примерно в два раза ниже стоимости бензина и дизельного топлива. Эти факторы являются определяющими в применении газа на автотранспорте.

  В мире быстро растет число автомобилей использующих пропан-бутан. Сегодня лидерами по количеству автомобилей на пропан-бутане являются: Польша, Турция, Италии, Голландия, Япония, Южная Корея. Данная сфера стабильно расширяется и эти тенденции носят поступательный характер.

  Одновременно с постоянно возрастающими экологическими требованиями к автомобилю, которые влекут изменение в конструкции двигателей и в их системах управления, совершенствуется и газобаллонное оборудование (ГБО) автомобилей. В последние годы существенно изменился состав комплектов, в которые входят: сложные электронные блоки управления с программным обеспечением, датчики, форсунки, удобные для монтажа и эксплуатации баллоны, клапаны. Одновременно повысился уровень безопасности элементов и системы в целом.

  Практический опыт показывает, что за первый год эксплуатации на пропан-бутане при  пробеге 20 тыс. км., затраты на ГБО и его установку окупаются и в дальнейшем эксплуатация ГБО позволяет получить ощутимую экономию, которая наряду с экологическими преимуществами является главном мотивацией применения газа.

Поколения ГБО

  Газовые системы питания условно разделяют на пять поколений. Для различных типов бензиновых двигателей и их систем питания выбирают газобаллонное оборудование соответствующего поколения. Системы различных поколений отличаются по способам подачи газа (эжекционная или инжекционная), методам управления дозирования газа (механическая или электронная) и согласования работы с бензиновой системой. Заправочное устройство, газовые трубопроводы, газовый баллон и его арматура идентичны для всех поколений.

  Простые эжекторные системы Первого поколения устанавливаются на карбюраторные двигатели, а также ДВС с центральным и распределительным механическим впрыском. Применяется центральная подача газа перед дроссельной заслонкой. Газ дозируется механическим дозатором.

  Системы Второго поколения предназначены для автомобилей с двигателями, имеющими систему впрыска с элементами ограничения токсичности отработавших газов (датчик кислорода и каталитический нейтрализатор). Во втором поколении, как и в первом, используется центральная эжекторная подача газа. Важнейшим элементом, обеспечивающим создание газовоздушной смеси заданного состава, является дозатор, изменяющий свое рабочее сечение с помощью управляющего сигнала от электронного блока управления. ЭБУ получает и обрабатывает несколько сигналов управления двигателем: частоты вращения КВ, положения дроссельной заслонки, датчика кислорода. При установке этих систем на бензиновый инжекторный двигатель газ подается во впускной коллектор перед дроссельной заслонкой. Таким образом, система питания превращается в эжекторную. При относительно невысокой цене эти системы снижают мощность двигателя, при определенных условиях во впускном коллекторе возникает взрывное горение газовоздушной смеси – «хлопки», которые могут нанести существенный ущерб двигателю.      

  Инжекторные системы Третьего поколения - это системы нефазированного впрыска газа. Они использовались для адаптации транспортных средств с многоточечным впрыском бензина. Отличительной особенностью этих устройств от систем первого и второго поколений является подача газа в цилиндр через форсунки от механического распределителя с управлением подачи газа в каждый цилиндр у впускных клапанов.

  Инжекторные системы Четвертого поколения обеспечивают распределенный впрыск газа во впускной коллектор и благодаря этому наиболее эффективны по экологическим и динамическим показателям, также топливной экономичности автомобиля. Установка этих систем на двигатели дает ощутимые преимущества по сравнению с системами предыдущих поколений.

  В последнее время представлены системы распределенного впрыска жидкой фазы газа в камеру сгорания ДВС. Газовые форсунки впрыскивают газ в сжиженном виде под давлением, создаваемым насосом, который расположен в газовом баллоне. Эти системы предложено отнести к Пятому поколению, их можно устанавливать только на двигатели с непосредственным впрыска бензина.